05/06/22
-
30/06/22
Выставка "Закрыть гештальт!?"

Закрыть гештальт!? 5-30 июня 2022  ЦД ARTPLAY зал Лаборатория
В современном искусстве,  наполненном  множеством смысловых значений,  гештальт (Die Gestalt, нем)  как понятие, он же пандейя (греч), он же μορφή (образ лат.)  – это целостное восприятие человеком определенного набора изображений, звуков, форм или мыслей. Гештальт подразумевает нечто завершенное. Сегодня очень популярна фраза «закрыть гештальт», означающая выполнение главной цели  – завершение образа до идеала. Казалось бы,  идеал недостижим априори, только созданное Творцом идеально…Тема, которую мы стремимся представить визуально, сложна,  интересна, способна вызвать дискуссию. Закрыть гештальт, а дальше что? Возможно ли развитие и продолжение, или уже стратегия выработана, художественный  язык каждым автором найден,  закрытый гештальт – это стагнация или мотивация к новому другому в  динамике?  Множество вопросов! Но тем и интересна провокация в современном искусстве, так как она будоражит мысль, зовет к диалогу.
КЛАРА ГОЛИЦЫНА (1925 г.р.) - высочайший профессионал, чья стратегия  в живописи и метод работы  сформированы знанием и пониманием того, что она хочет донести до зрителя. Голицына умеет видеть и открывать то, что не видят другие; строить композицию так, чтобы отсекать всё  второстепенное; где-то делать  акцент на главном, а иногда  и   на фрагменте, отображая частное, которое становится  основным в картине. Музыкальный ключ ее работ  в линейном лабиринте графичности линий, создающих внешнюю оболочку полифонического звучания в картине,  её ритм и образ. Стремление к поиску  пластического языка  выражено в ее многочисленных экспериментах с  линиями и фигурами в пространстве картины. Максимально обобщить форму до образа – главное  в её творчестве.
АНАСТАСИИ  КУЛИКОВОЙ удивительным образом удаётся из реального объекта сделать мистический,  иреальный, в чем-то сюреалистический. Глубок и тонок мир художника. «За гранью…»– общее впечатление от ее картин, Только грань чего: нашего или иного миров, или здесь вообще что-то другое? Три женских лика, почти неразличимых по выражению лиц,  их жесты символичны или спонтанны?  Много аллюзий, одна из них –  не интерпретация  ли это «Троицы»? Увы,  нет. Это игра «Камень - ножницы - бумага»,  которая возникла в средние века в  Китае и была распространена в Японии под названием дзян-кэн. Андрогинные лики её персонажей ведут нас к размышлениям о первообразе человека. Два лика, но в объятиях их  – единая сущность человеческой гармонии в союзе двух, которые смотрят каждый  внутрь себя.
Мир других реальностей отсылающих к скрытому «Я» - такое впечатление производят произведения ИГОРЯ КОПЕЙКИНА.  Художник настроен на визуальный художественный образ, который отражает его представление о том или ином явлении, предмете, сущности, их взаимодействии друг с другом, всё зависит от времени, места, мыслеобразов, фатума и даже сноведений. Мотивация на  форму этих образов зависит  от самых различных, порой абстрактных и хаотичных вещей: точки, линии, нагромождение пятен и структур, персонажей и предметов – все это путь к рождению формы, нужной пластики, и только в середине  работы над картиной - цвет. Он создает  образы гармоничные, многослойные  и контекстуальные по значениям. В его работах множество ликов, которые могут раскрыться, а могут остаться загадкой даже для самого автора.  Многоликость позволяет играть различные роли. Многие его картины мотивированы историей искусства,  но игра другая,  его личная игра в образ, мозаичность, декоративность позволяет создавать посыл к интерпретации,  что есть почва для размышлений уже нам, зрителям.  

Тишина и безмолвие моделей  СУРЕНА АЙВАЗЯНА «прячутся» в дзенбуддистском погружении  самого автора  в предмет его исследования, будь это травы, листья, цветы или модель. Они все смотрят в художника, а он в них, именно «в», но не «на» него. В  студийных графических листах его модели грациозны и самодостаточны в своей безусловной красоте,  линии  графики  спокойны медитативным молчанием, в них ощущение  созерцания вечной и незыблемой красоты всего живого. Материал (мятая бумага)  позволяет создать эффект графических  листов старых мастеров различных школ живописи.   В экспозиции этого проекта мы решили соединить два направления в творчестве Сурена цикл Ню и графику из различных циклов художника.  

АСЛАН  ОРАЗАЕВ родился в Нальчике, скульптор, художник, архитектор, Искусство художника живет в пространстве  импровизации. Он убежден, что графика может быть свободной от программной заданности и являться актом чистого творчества. Наверное, поэтому Оразаев работает без предварительных эскизов и набросков – сразу набело и сразу в материале. «Я часто использую гротеск, как метод выразительности образа, пытаясь найти точные соотношения главного и второстепенного, черного, белого, абстрактного и реалистичного. Личностное, относительное восприятие мира ведет от идеи к образу, от образа к символу, от символа к знаку», - поясняет Аслан Оразаев.
Живопись жестких контуров, так можно маркировать стратегию и метод  работы художника АННЫ ЗИМИНОЙ.  «Здесь почти как дома» – так охарактеризовала свой цикл картин Анна. Это реальные  пейзажи и интерьеры, только максимально упрощенные, схематические. В них исчезло все лишнее, и появился чистый цвет. «Схема убирает все декоративно-эффектное и оставляет пустую “базу”. Считаю, что до самого основания этой «базы» образа я еще не добралась». Анна Зимина известна в Смоленске в качестве фотохудожника. Она экспериментировала с альтернативными техниками печати,  превращая фотографии в живописные работы. Однако сейчас все это оставила в прошлом, открыта новым идеям и экспериментам в искусстве.

ИРИНА ИВА    представит графику из нескольких циклов. На мой взгляд, особо следует отметить  ее работы из cерии «мои отношения  с искусством» и ее  непальские и тибетские зарисовки с натуры. Находясь между двух стратегий в искусстве академической и contemporary (современной), она успешно балансирует между ними, при этом убеждена, что таковых границ в искусстве нет. Для Ирины первостепенны как образные, так и пластические задачи, она творит в поле визуальных экспериментов. Основным аспектом изучения для неё является все, что связано с  дихотомией  в искусстве. С одной стороны – чувственный опыт  погружения в объект (природа, модель, ощущения…);  с другой –  способ визуализации образа с помощью материала (масло, фломастеры, бумага, холст…). «Хочется дойти до истинности процесса наших отношений, понять и найти правильное  понимание своего искусства. Хотя я осознаю, что это задача порядка “поиск смысла жизни” и тому подобного. Это очень личный проект».
Завершить релиз  проекта «Закрыть гештальт» хочу  цитатой из Ф. Ницше: «Все мы думаем, что достоинства художественного произведения доказаны, если они на нас действуют или потрясают нас. Но ведь тут должны были бы сначала  быть доказаны достоинства наших собственных суждений и ощущений». Неоднозначное утверждение! Но есть информация для размышления и дискуссии между художником и зрителем этого нового проекта.
Автор текста, концепции, идеи куратор проекта ГАЛИНА МАЖЕЙКИНА - профессиональный культуролог и искусствовед, автор более двадцати научных и популярных статей о проблемах современного искусства в научных и популярных  журналах, идеолог и исполнитель художественных проектов с 1992 года по настоящее время. Сделала более  сорока художественных выставок, как в России, так и за рубежом, участник трех Международных фестивалей искусств (2002, 2003, 2005) в г. Магдебурге (Германия), коллекционер современного искусства. В 2003 году была награждена Дипломом Академии живописи Санкт-Петербурга за вклад в развитие современной культуры России.

 

artplay.today artplaymedia.ru